Музей Барджелло во Флоренции — это не только историческое сооружение, но и свидетель богатой и сложной истории этого прекрасного города. Величественная архитектура, известные заключенные и туристическая привлекательность делают Барджелло местом, которое нельзя пропустить при посещении Флоренции. Погрузитесь в прошлое, и вы почувствуете энергию и атмосферу этого удивительного места, где история оживает в каждом камне.
Table of Contents
Где находится Национальный музей Барджелло?
Художественный Национальный музеей Барджелло (Museo Nazionale del Bargello) находится в историческом центре города Флоренция. Под адресом Via del Proconsolo, 4, 50122 Firenze FI, Италия. Добраться сюда лучше общественным транспортом или на такси, но лучше всего пешком, любуясь прекрасной архитектурой города Флоренция
Музей Барджелло сегодня, но что было раньше? История возведения здания
Если говорить о самой постройке, то здание было построено в середине XIII века, примерно 1255 год. Хотя строительство здания имело символический смысл. Все дело в том, что в 1250 году Флорентийские гвельфы выиграли решающую битву над гибеллинами. Другими словами, две политические группировки, враждовали между собой, и естественно, кто-то должен был выиграть. Разумеется, после победы Флорентийских гвельфов, было принято ввести новые должности в системе правления. И как следствие было создано звание «капитан народа» и «совет старейшин». Разумеется, им требовалась своя резиденция, поэтому было построено здание под названием «Дворец народа» итал. palazzo del popolo. Поэтому, данное здание также известно как палаццо Пополо.
Музей Барджелло — как расшифровывается название?
Вероятнее всего, итальянское Bargello, произошло от латинского слова bargillus, которое означает «комендант, начальник стражи». Тем не менее, в конце XIII века, восседавшая в здании власть представляла высшее верховенство в судебных, полицейских, дипломатических и гражданских делах. Итальянское слово podesta (Подеста) — означает глава администрации. Это был такой титул в городах средневековой Италии. Что-то на манер нашего мэра или городского главы. Разумеется, в здании на тот момент уже были построены камеры и специальные помещения для проведения допросов, ареста, пыток и даже казни.
Расширение «Дворца народа»
Вне всякого сомнения, пожары в средневековой Европе не обошли стороной Барджелло. Притом случилось возгорание в 1323 году. В то время здание имело 2 этажа, а третий этаж, достроили после пожара. В целом, начиная с 1340г. Здание сильно перестраивалось. Помимо добавления третьего этажа, были изменены стены. Их сделали зубчатыми. Главные помещения украсили сводами, дабы обезопасить здание от пожаров. Вдобавок, в 1345 перестроили главный зал Большого совета, сделав его более подходящим для заседаний правительства. Сегодня этот зал именуется как «зал Донателло».
Здание выделяется среди других, его характерной особенностью являются зубчатые стены и конечно-же башня. Высокая, 57 метровая башня носит название «Волоньяна», в честь Гери да Волоньяно — первый заключенный в Барджелло. На вершине башни отчетливо виден колокол. Его звон сулил беду. Использовался в редких случаях, тревога к оружию, восстания и мятежи, смертная казнь.
Здание «Музей Барджелло» во времена Медичи
Когда пришла к власти во Флоренции самая влиятельная на тот момент аристократическая семья Медичи, первым делом они отказались от функций Подесты. А в здании Барджелло укрепил свое место начальник гвардии, комендант, патрулировавший улицы. Как мы писали ранее, начальник стражи в латинском языке – bargillus. Вот таким образом отсюда и пошло название здания Барджелло. Комендант исправно выполнял свои обязанности, количество заключенных росло. Для этого даже потребовалось переоборудовать некоторые помещения для дополнительных камер. Тогда сильно пострадала архитектура здания. Более трех столетий здание функционировало как тюрьма, вплоть до 1859 года.
Музей Барджелло – первый Национальный музей Италии
Великий герцор Тосканы Леопольд II изменил судьбу здания. Он одобрил ликвидацию тюрьмы и создание Национального музея, в котором должны быть собраны непревзойденные статуи итальянских мастеров. Реконструкционные работы длились с 1859г. до 1865. Очень трудно было переделать то, что уцелело, а иногда, приходилось с нуля восстанавливать поврежденные помещение и фасады здания. В музей Барджелло передавались экспонаты с галереи Уффици и Палаццо Веккью. Здесь была собрана потрясающая коллекция мраморных и бронзовых скульптур, великих мастеров.
Музей Барджелло внутри, что посмотреть? Главные достопримечательности
Собственно здесь и начинается самое интересное. Огромнейшая коллекция редчайших экспонатов представлена в музее. Роскошные статуи эпохи возрождения — услада для глаз. За каждой скульптурой кроется своя интересная история. Кто был мастером произведения, для чего служила скульптура, как создавалась и многое, многое другое. Одни украшали фасады зданий, другие были частью помпезных фонтанов, третьи величественно вздымались над надгробиями. В общем, можно целую книгу написать. Хотя стоит выделить основные, самые интересные скульптуры:
Юнона и два павлина
Композиция Юнона и два павлина — входила в состав большой группы скульптур одной композиции фонтана для Большого зала. Мастером выступил Бартоломео Амманнати, 1556г. Мрамор
Фонтан для Большого зала
Этот фонтан так и не был установлен в Палаццо Веккью, ранее называемый Салон Чинквеченто. Заказ был сделан герцогом Казимо I Медичи. Хотя, фонтан действовал, только в другом месте — в садах Боболи. Но в XVII веке, его демонтировали. Статуи целой композиции находились поодаль одна от другой, и поступали в музей раздельно, в разные промежутки времени.
«Океан»
Самой монументальной скульптурой мастера Джамболонья является «Океан». Эта скульптура украшала главный фонтан в Садах Боболи. Она вырезана из мрамора в 1572-1576 годах.
Пушка святого Павла
Еще одним шедевром бронзового литья во Флоренции является пушка святого Павла. Она была выполнена для Фердинандо II Медичи, мастером Козимо Ченни в 1638 году. Богатое убранство пушки состоит в мельчайших деталях. Несомненно невероятно сложная сталелитейная работа того времени не может не восхищать. Пушка украшена головой св. Павла и родовым гербом Медичи. Вдобавок, здесь присутствуют различные элементы декора, которые как-бы дополняют композицию и придают ей завершенный вид.
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем Иисусом в окружении двух святых — Петра и Павла. Автором композиции является Паоло ди Джованни.
Флоренция, побеждающая Пизу
Флоренция, побеждающая Пизу. Герцог Франческо I Медичи должен жениться, и по такому случаю была заказана данная статуя. Она должна была стать парой к работе Микеланджело «Дух победы» и находится в Салоне Чинквиченто. Автором выступили Джамболонья и Франкавилла.
Парящий Меркурий
Парящий Меркурий на дыхании Зефира. Однозначно, это самая известная работа Джамболоньи. Можно встретить множество копий данного произведения, что только подчеркивает его значимость. Статуя выполнена из бронзы в 1580 году.
Портрет Козимо I Медичи
Портрет Козимо I Медичи — поистине ювелирная работа. Бюст выполнен из бронзы в самых мельчайших деталях. Автором работы выступил Бенвенуто Челлини в 1545 году. Бюст выделяется на фоне остальных скульптур своими глазами. Как для статуи, они кажутся «живыми» и словно смотрят на окружающий мир.
Похищение Ганимеда
Похищение Ганимеда — бронза, 1560г. Бартоломео Амманнати. Здесь стоит отметить прекрасную легенду, по которой, юноша с золотыми волосами понравился самому Зевсу. Зевс говорил, что Ганимед является самым красивым мальчиком среди смертных. И решил украсть парня, превратившись в орла. Унесенный на гору Олимп, юноша служил богам в качестве виночерпия.
Умирающий Адонис
Умирающий Адонис — мрамор, Винченцо де Росси, вторая половина XVIв. Что здесь удивительного, так это идеальные анатомические пропорции и пластика тела подобна натуральной. Композиция олицетворяет безответную любовь, которую испытывала Венера к прекрасному юноше. Однако, когда парень был ранен диким кабаном, даже сама богиня не смогла вовремя прийти к нему на помощь.
Утро и Вечер
Утро и Вечер — композиция Никколо Периколи, копия работы Микеланджело гробницы герцога Урбино, которая находится в Капелле Медичи. Скульптуры сделаны из терракоты.
Естественно, это всего лишь малая часть того, что вы можете увидеть в музее. Скульптур огромное количество и каждая по своему уникальна и интересна. Все это конечно-же лучше увидеть в живую самому.
Зал слоновьей кости
Когда мы упоминали ранее, о реставрации Барджелло в XIXв., то хотелось бы добавить, что зал слоновьей кости был отреставрирован полностью в соответствии с оригиналом. Зал слоновьей кости называется так сейчас, а раньше, как вы помните, там была тюрьма. В зале собрано примерно 260 экспонатов в период с V – XVII века. Наиболее ценной колекцией являются диптихи. Диптих — двустворчатая дощечка, на которой написаны имена для поминания во время литургии.
Лоджия Вероне
Когда Барджелло был тюрьмой, лоджия разделялась на камеры. Так или иначе, её облагородили только во время реставрационных работ XIX века. Хотя, совсем недавно, 1932г, прошла перепланировка лоджии. Её наполнили скульптурами XVI века. Наиболее выделяющейся скульптурой является статуя Ясона, автор которой Пьетро Франкавилла. Притом, немаловажными являются работы Джамболоньи из серии бронзовых животных.
Зал Донателло
Изначально зал был пристройкой и служил для заседаний Генерального Совета. После больших реставрационных работ 1857-1865 он обрел свежий вид. И кстати, зал был открыт в честь 500летия со дня рождения Донателло. Разумеется здесь представлены самые знаменитые и выдающиеся работы мастера. Например, всем известный бронзовый Давид.
В заключение
На самом деле, залов и экспонатов, намного больше чем было показано в статье. Если все упоминать и расписывать, то проще отдельную книгу издать. Без всякого сомнения, шедевры мирового наследия стоит увидеть лично. Фотографии не могут передать всего великолепия скульптур ручной работы. Каждая статую несет огромную историю, не только физическую, но и духовную. Большинство из них отображает не только религиозные сюжеты, но и древнюю мифологию.
Великолепно. Громадное спасибо. В 2018 в туре по Италии один день в составе группы были во Флоренции. Но, к сожалению, посещение этого музея в планах экскурсовода не было… Темп был почти спортивный. У меня есть фото внутреннего дворика музея, но снимая я даже не знал…
Увы и ах, прекрасная Флоренция насчитывает примерно 62 музея. Чтобы все посмотреть, физически тяжело и морально, от огромного количества информации. Непременно у вас появится возможность приехать сюда ещё раз и обойти интересующие места.